Казачество и его роль в жизни России: прошлое и настоящее
Казачество – исконное и исключительное явление русской жизни. В настоящее время казак – это любой православный христианин, осознающий себя казаком и живущий по принципам казачества, служащий своему народу, состоящий членом казачьего общества и выполняющий требования его Уставов. Этимология слова «казак» имеет разные варианты. Есть мнение, что казаками называли вольный народ, проживавший на окраине русских земель, или служилых людей.
В тюркских языках слово «казак» означает вольного человека. Существует теория о том, что это название кочевых племён, а в татарском языке «казак» - воин авангарда в армии. Единой точки зрения на происхождение этого названия не существует.
Первые упоминания о казаках встречаются в летописях XIV века. В формировании казачества как особого этнокультурного феномена принимали участие выходцы из России, Речи Посполитой и представители степных народов низовья Днепра, Дона и Волги. История казачества связана с Диким полем – областью между Днестром на западе и Доном и Хопром на востоке. По свидетельствам античных историков, на всей территории, находящейся севернее Черного моря, обитали скифы и прочие кочевые народы – хазары, печенеги, татары, половцы.
В 1552 году на Днепре (о. Малая Хортица) была создана военная база, получившая название Запорожской Сечи. Она неоднократно подвергалась нападениям и разрушениям со стороны степняков. В 1572 году польский король Сегизмунд Второй Август принял документ, по которому включил часть запорожских казаков в состав регулярного войска. Такие казаки стали именоваться реестровыми.
В XVII и XVIII веках казаки неоднократно участвовали в бунтах, смутах, крестьянских войнах. В историю России вписаны имена казаков Ивана Болотникова, Степана Разина, Кондратия Булавина, Емельяна Пугачева, после крестьянской войны под предводительством которого императрица Екатерина Вторая переименовала опальное Яицкое казачье войско в Уральское и расформировала Запорожское и Волжское. Переселившись на Дунай, часть запорожцев образовала Задунайскую Сечь, тогда как другая насильно была переселена на Кубань, что способствовало формированию Кубанского казачьего войска. Уже в XVIII веке сложились Оренбургское, Забайкальское, Терское, Сибирское, Уральское, Астраханское, Семиреченское, Амурское, Уссурийское казачество.
К началу XIX века казаки стали отдельным сословием, имевшим социальную автономию. Устав для казачьего войска составлялся на основе Донского. Во главе войска стоял атаман.
К нижним чинам относились: казак — рядовой, приказный (приказной казак) — ефрейтор.
К унтер-офицерским чинам - младший урядник — младший унтер-офицер, младший сержант, урядник — унтер-офицер, сержант, старший урядник — старший унтер-офицер, старший сержант, младший вахмистр — старшина, вахмистр — фельдфебель, прапорщик, старший вахмистр — старший прапорщик, подхорунжий — младший лейтенант.
К обер-офицерским (старшим) чинам относились хорунжий — подпоручик, лейтенант, сотник — поручик, старший лейтенант, подъесаул — штабс-капитан, капитан, есаул — майор.
Штаб-офицерские (главные) чины- войсковой старшина — подполковник, казачий полковник — полковник.
Генеральские (высшие) чины - генерал-майор — генерал-майор, генерал-лейтенант — генерал-лейтенант, генерал от кавалерии — полный генерал, генерал-фельдмаршал — генерал-фельдмаршал.
Форменная одежда — обязательная составляющая облика казака. Казаков легко отличить от других воинов по характерной одежде, обладающей этнической символикой.
По расцветке лампасов казака можно узнать род войск и принадлежность к определенному региону.
Другими элементами одежды казака являются фуражка, папаха, бешмет, шаровары.
Казачья форма считается семейной реликвией. Фуражку в доме кладут на видное место.
Военная форма казаков периода Отечественной войны 1812 года
( фотография из Музея казачьей гвардии г. Ростова-на-Дону)
Форма казаков периода Первой мировой войны (зима-лето)
(Фотографии сделаны участниками студии «Театро»
в Музее казачьей гвардии г. Ростова-на-Дону).
К XIX веку казачество оформилось в отдельное сословие. Главнокомандующим казачьих войск считался наследник престола.
Каждый представитель мужского пола в казачьей семье (исключение составляли больные) был обязан служить в армии. Первоначальный срок службы составлял 25 лет, затем он снизился до 20, а позднее и до 18 лет. Подготовительный этап службы проходил с 20 до 21 года, строевой – с 21 года до 33 лет. В запасе казак находился до 38 лет, после чего переходил в разряд отставных и должен был являться только на регулярные лагерные сборы.
К службе казак готовился весьма основательно. Он был обязан иметь свое обмундирование, оружие, коня.
Для казачества существовали свои права и обязанности:
Российское казачество создало интересную, самобытную культуру.
Наиболее древней казачьей культурой является донская, существовавшая одновременно с запорожской в середине XV века. Донские казаки располагались на территории современной Ростовской, Волгоградской, Луганской и Донецкой областей. Их название связано с рекой Дон. Главной особенностью донского казачества являлось то, ч то оно было не просто воинским подразделением, а специфическим этносом, то есть особым социальным объединением, имеющим в своей основе этнический фактор.
Кубанское казачество, появилось в 1860 году. Оно было сформировано из нескольких военных казацких формирований, существовавших на тот момент.
После окончания русско-турецкой войны возникла необходимость в заселении завоеванных земель и применении запорожцам – буйным и плохо управляемым подданным Российской империи. Им была пожалована Тамань с окрестностями, а сами они получили название Черноморского казачьего войска. Затем им была отдана и Кубань: около 25 тысяч казаков перебрались на новую родину, занялись созданием оборонительной линии и хозяйствованием на новых землях.
Основой кубанского казачества, кроме Черноморского казачьего войска, стало и Кавказское войско, которое было упразднено вследствие окончания кавказской войны. Это военное формирование было создано для контроля ситуации на Кавказе. Хотя война на этой территории была завершена, стабильность Российской постоянно находилась под угрозой, и казаки стали гарантами мира между Кавказом и Российской Империей.
Базировались кубанские казаки в районе Черноморского побережья Кавказа (территория современного Краснодарского края).
Хопёрскими казаками назывались обитатели верховьев Дона, которые упоминались еще во времена Золотой Орды В отличие от вольных людей, живших ниже по Дону, «козаци» были отличными хозяйственниками – имели отлаженное самоуправление, строили крепости, верфи, разводили скот, пахали землю.
Присоединение к Российской империи для хопёрцев было довольно болезненным, так как они успели поучаствовать в восстаниях. Хопёрские казаки подверглись репрессиям и реорганизациям; им довелось побывать в составе Донского и Астраханского войска. Весной 1786 года ими усилили Кавказскую линию, принудительно переселив на Кавказ. Тогда же их пополнили крещеными персами и калмыками, коих к ним было приписано 145 семейств. Представители других национальностей присоединялись к казакам неоднократно. После Отечественной войны 1812 года к Оренбургскому казачьему войску приписали тысячи принявших российское подданство французов — бывших военнопленных, а поляки из армии Наполеона стали сибирскими казаками, о чем сейчас напоминают только польские фамилии их потомков.
Хоперские казаки
Женщины-казачки всегда славились своей силой, красотой, мудростью. Брачные обряды и права женщин у казаков существенно отличались от общерусских и на протяжении истории России претерпевали существенную эволюцию.
Изначально казаки приводили в дом жену из числа захваченных пленниц (турчанок, татарок, черкешенок), брачный обряд был самым простым, о своем намерении казак жениться объявлял на Казачьем Кругу.
Постепенно тип женщины, которая играет подчиненную мужчине роль, сменился на тип хозяйки. В отсутствии мужа, которому нередко приходилось воевать, женщина сама вела хозяйство, обрабатывала землю, поддерживала дом, занималась воспитанием детей.
Казачки почитались всей станицей, существовала пословица «Женщину-мать защищает Круг».
Традиционной одежды у казачек изначально не было, они носили наряд той местности, откуда были привезены. Постепенно был сформирован характерный образ, хотя наряды казачек разных станиц отличались друг от друга. Как правило, на праздники казачки надевали «кубелёк» – платье с V-образным вырезом и вышивкой ручной работы. Замужние женщины носили «сукман» – сарафан с короткими рукавами. Верхний праздничный наряд назывался «кохта»; ежедневно казачки носили сарафан поверх рубашки, а чтобы не запачкаться, использовали белый передник- «запон». В холодное время годы женщины-казачки использовали «жупейку», а также нижнюю юбку-«спидницу» и « юбку-плахту»; на шапку или платок для тепла надевали капюшон - «башлык».
Основа пищевого рациона казаков — блюда из рыбы, поскольку станицы часто располагались вблизи водоемов или вдоль рек. Даже казачьи войска – Терские, Кубанские, Амурские и др. - именуются по названию рек. В каждой станице еду готовят по-разному, согласно сложившемуся родовому обычаю.
Познакомиться подробнее
- с обычаями и традициями
https://www.yuga.ru/articles/society/4345.html;
- с историей казачества
https://xn--80aaaa6aij2a8ak1cg9dzb.xn--p1ai/history/short-cossacks-history
https://www.istmira.com/drugoe-istoriya-rossii/15238-istorija-rossijskogo-kazachestva.html