logo

logo

logo

logo

logo
logo
logo

«Вертикаль»

Владимир Высоцкий (1938 -1987)

Высоцкий занимает одно из главных мест в истории русской культуры ХХ века. Он оказал серьезное влияние на формирование взглядов своих современников и последующих поколений.

Владимир Семенович Высоцкий – поэт, актер театра и кино, сценарист, автор-исполнитель песен, создатель ряда прозаических произведений. В 1987 году посмертно был удостоен Государственной премии СССР.

Как поэт Высоцкий реализовал себя прежде всего в жанре авторской песни, отличавшейся многообразием тем (уличные, лагерные, военные, сатирические, бытовые, «спортивные») и остротой смыслового подтекста, ярко выраженной социальной позицией автора.

В раннем творчестве (в 60-х гг. ХХ века) поэта и барда преобладали уличные и дворовые песни. В 70-х значительную часть творчества Высоцкого составили песни и стихи исповедально-философского характера.

Театральная биография Высоцкого связана с работой в Театре на Таганке. Лучшие роли Высоцкого-актера – Гамлет в одноименной трагедии У. Шекспира, Хлопуша в постановке по произведению С. Есенина «Пугачев», Свидригайлов в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.

Дебют Владимира Высоцкого в кино состоялся в 1959 году. Всего актер снялся в более, чем 25 фильмах («Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Плохой хороший человек» и др.)

Высоцкий родился 25 января 1938 года в Москве. Его отец Семен Владимирович, находившийся в это время в служебной командировке, заранее придумал сыну имя. В марте 1941 года С.В. Высоцкого призвали на военную службу. Через 4 месяца началась война, и Нина Максимовна Высоцкая отправилась с сыном в эвакуацию на восток страны. В деревне Воронцовке недалеко от г. Чкалова они прожили 2 года. Летом 1943 Нина Максимовна и Володя вернулись в Москву. Брак родителей будущего поэта к тому времени дал основательную трещину и фактически распался. В 1945 году Владимир Высоцкий пошел в 1 класс школы №273. Учиться он не любил, тетради вел неаккуратно, ставил кляксы, но при этом хорошо ладил с дворовыми ребятами. Со вторым мужем матери отношения у Володи не сложились, и отец Высоцкого уговорил Нину Максимовну отпустить Володю с ним в Германию, в расположение советских войск.

В 1949 году Высоцкие вернулись в СССР и поселились в Москве в Большом Каретном переулке. Здесь Владимир пошел в 5 класс 186-й мужской гимназии, где очень увлекся литературой: в 14 лет написал вместе в одноклассником Володей Акимовым фантастическое произведение «Аппарат П», а в 1953 году сочинил свое первое стихотворение «Моя клятва», посвященное Сталину. Одновременно Высоцкий занимался в театральной студии, где преподавал актер и режиссер Владимир Богомолов.

Закончив школу, Высоцкий хотел поступить в театральный институт, но семья воспротивилась этому, поэтому он стал студентом МИСИ. Однако уже после первой успешно сданной сессии подал на отчисление, чтобы поступить в школу-студию МХАТ. У Высоцкого был неправильный прикус, плохая дикция, хриплый голос, невысокий рост, узкие плечи – все это могло помешать ему стать актером, но он начал работу над собой и в 1956 году поступил в школу-студию МХАТ. Свою дебютную роль Высоцкий получил уже на 1 курсе, а на втором – стал пробовать себя как прозаик.

В 1960 году Владимир Высоцкий получил диплом «актера драмы и кино» и попал по распределению в Московский драматический театр имени Александра Пушкина, но внешность и хриплый голос артиста не вдохновляли режиссеров, поэтому Высоцкому почти не давали ролей. Творческую нереализованность он стал выплескивать в поэзии. Среди первых стихотворений Высоцкого «Татуировка», «Большой Каретный», «Ленинградская блокада».

Параллельно с песенным творчеством Высоцкий-актер продолжал искать свой театр. Он играл в Театре миниатюр, пробовался в «Современник», а с 1964 года стал артистом Театра драмы и комедии на Таганке, где прослужил до конца жизни и сыграл свои лучшие роли. В этот же период времени Владимир Высоцкий начал выступать со своими песнями. В 1965 году артист исполнил песни «блатного цикла» в ленинградском кафе «Молекула», а через год в Институте русского языка. Постепенно репертуар и география выступлений Высоцкого расширились. Концерты проходили в ДК, шахтах, альпинистских лагерях, институтах.

Популярность к Высоцкому-киноактеру пришла после роли радиста в фильме «Вертикаль». В нем прозвучали песни Высоцкого «Вершина», «Песня о друге», «Свои обиды каждый человек…». После выхода картины популярность актера увеличилась многократно, однако карьеру Владимира Высоцкого подорвала направленная против него и его песен публицистическая кампания: «Под видом искусства преподносится обывательщина, пошлость, безнравственность. Высоцкий поет от имени и во имя алкоголиков, штрафников, преступников, людей порочных и неполноценных».

Первой супругой Владимира Высоцкого стала актриса Иза Жукова – его однокурсница по школе-студии МХАТ, однако их семейная жизнь продлилась недолго.

В 1961 году во время съемок картины «713-й просит посадку» Высоцкий познакомился с актрисой Людмилой Абрамовой. Вскоре у них начался роман. В 1965 году они поженились. К тому времени у пары уже были два сына – Аркадий и Никита. Формально Высоцкий и Абрамова находились в браке до 1970 года, но перестали жить вместе гораздо раньше.

Третьей женой Владимира Высоцкого стала французская актриса русского происхождения Марина Влади. Их знакомство состоялось в 1967 году. Марина Влади вспоминала, что вначале Высоцкий не произвел на нее впечатления, но, когда она услышала, как он поет, забыла обо всем. Песни преображали заурядного парня в незаурядного творца. Несколько лет Высоцкий и Влади жили на две страны. Они зарегистрировали свой брак в 1970 году. Актриса надолго стала музой и преданным другом Высоцкого.

Одним из знаковых события творческой биографии Владимира Высоцкого стала работа над образом Гамлета в Театре на Таганке. Премьера спектакля по трагедии Шекспира состоялась в 1971 году. Режиссер Юрий Любимов представил классическое произведение в современном прочтении. Гамлет с гитарой в руках в исполнении Высоцкого напоминал парня из соседнего двора. Литературовед А. Аникст писал: «Это наш Гамлет, человек нашего времени. Было известно: все Гамлеты страдали оттого, что «пала связь времен». Этот Гамлет будет страдать от боли и мук нашего времени…»

Роль Гамлета повлияла не только на Высоцкого-актера, но и на Высоцкого- поэта. Так появились стихотворения «Мой Гамлет», «Песня конченого человека» и «Мои похороны». Продолжил Высоцкий писать и на военную тему («Черные бушлаты», «Мы вращаем Землю», «Тот, кто не стрелял»).

В 70-х годах ХХ века у Высоцкого появились глубокие психологические роли в кино («Плохой хороший человек», «Место встречи изменить нельзя» и др.). В 1975 году арсенал актера пополнила роль купца Лопахина в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». В интерпретации Высоцкого Лопахин стал, как писал драматург А. Володин, «положительным персонажем в этом спектакле».


В 1980 году Высоцкий попросил режиссера Юрия Любимова предоставить ему годовой творческий отпуск. Артист собирался работать над фильмом «Зеленый фургон» в качестве режиссера и соавтора сценария, но до начала съемок не дожил. 25 июля 1980 года Владимир Высоцкий умер. Он похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.